Для тех, кто хочет знать больше
♦ Ломоносов в буквальном смысле «возродил» уникальную мозаичную технику Древней Руси, пришедшую в киевские храмы еще из Византии сразу после принятия христианства, но к XVIII веку давно утраченную и позабытую. В Риме мозаичное дело продолжало существовать, но секреты его хранились в строжайшей тайне. Однажды привезенные современником из Италии образцы флорентийской мозаики вдохновили Ломоносова на собственные опыты. Ломоносов первым в России стал заниматься цветным стеклом. В результате он получил более двух тысяч оттенков цветного стекла, которые оказались намного богаче, ярче и красочнее итальянских. Заново открыв древний секрет, Ломоносов обратился в Сенат:
«Желаю я, нижайший, к пользе и славе Российской империи завесть фабрику делания изобретенных мною разноцветных стекол».
Прошение было удовлетворено, и фабрику построили недалеко от Ораниенбаума (ныне город Ломоносов, Ленинградская обл).
♦ Михаил Ломоносов создал более десятка принципиально новых оптических приборов. Эти приборы использовались им и для астрономических наблюдений. Так, понаблюдав за Венерой в небольшой телескоп, он уверенно заявил, что на планет есть атмосфера. И, как выяснилось намного позже, был абсолютно прав.
♦ Точно так же поражают и географические открытия ученого. Он предположил существование Антарктиды задолго до ее обнаружения.
♦ Ученый долго размышлял над природой электричества, но так и не смог найти его источника. И даже пообещал наградить сотней золотых монет того, кто приоткроет для него завесу тайны. Желающих не нашлось.
♦ Он активно изучал электричество атмосферное — то есть молнии. С этим связана одна из научных трагедий: 26 июля 1753 года во время опытов Г.В. Рихман был убит ударом молнии, что было использовано противниками учёных в Академии наук.
♦ В царствование Петра I и после него царствующий дом в честь различных празднований устраивал грандиозные фейерверки, привлекая к их созданию ученых и затрачивая на их изготовление колоссальные по тем временам средства. В царствование Елизаветы Петровны (1741–1761) к созданию фейерверков был привлечен М.В. Ломоносов, которому поручалась организация фейерверков и иллюминаций.
♦ Именно Ломоносов ввел их в обиход аббревиатуры. Ему первому пришла в голову мысль заменять отдельные фразы начальными буквами этих фраз. Правда, применительно только к одной сфере – учебному процессу в академической гимназии. Например, «НУ» напротив фамилии гимназиста означало, что он «не знал урока», а ББ объясняло, что данный юноша «был болен». Тогда, в 18-м веке, идея не прижилась, зато в 20-м расцвела всеми красками.
♦ ♦ ♦ Создание университета ♦ ♦ ♦
В 1754-м году Михаил Васильевич Ломоносов составил особую записку “О исправлении Академии”, в которой с горечью писал о том, что в Академии ничего не делается для подготовки русских учёных, что вся учебная работа развалена, а за последние семь лет “ни один школьник в достойные студенты не доучился”. К этому времении Ломоносов уже вполне уяснил механизм бюрократических действий в Академии наук. Академические дела быстро не рассматриваются, поскольку советник Канцелярии занят «многими и более важными делами».
Ломоносов приходит к мысли о создании самостоятельного и независимого от Академии университета, двери которого были бы открыты для учащихся всей страны.
План создания университета в течение долгого времени обсуждался М.В. Ломоносовым с И.И. Шуваловым, при этом Ломоносов, что университет должен быть устроен “по примеру иностранных… что весьма справедливо”. Без поддержки Шувалова ничего бы не получилось.
Шувалов не только “пробивал” проект в высших инстанциях, но и взвалил на себя всю организацию дела. Он подбирал профессоров и студентов, устроил при университете гимназию и типографию, а также добился для университета автономии от местных властей” (“История России”).
Ломоносов планировал организовать три факультета:
• юридический факультет должен был иметь четыре кафедры (“натурального народного права”, “российской юриспруденции”, внутреннего государственного права”, “политики”);
• медицинский – три (химии, натуральной истории, анатомии);
• философский – шесть (философии, физики, риторики, поэзии, истории и древности).
Ломоносов писал: “Во всех европейских государствах позволено в академиях обучаться... всякого звания людям, не выключая посадских и крестьянских детей, хотя там уже и великое множество учёных людей. А у нас в России при самом наук начинании, уже сей источник регламентом по 24-му пункту заперт, где положенных в подушный оклад в университет принимать запрещается. Будто бы сорок алтын столь великая и казне тяжёлая была сумма, которой жаль потерять на приобретение учёного природного россиянина”.
При университете Ломоносов предполагал устроить гимназию, а позже выступил идеологом создания студенческих общежитий, расположенных вблизи мест обучения студентов.