Исторический видеокалендарь

19 ноября 2021 - 310 лет со дня рождения М.В. Ломоносова

 
Picture of Екатерина Викторовна Терехина
Re: 19 ноября 2021 - 310 лет со дня рождения М.В. Ломоносова
by Екатерина Викторовна Терехина - Friday, 19 November 2021, 10:51 AM
 

Для тех, кто хочет знать больше

 

♦ Ломоносов в буквальном смысле «возродил» уникальную мозаичную технику Древней Руси, пришедшую в киевские храмы еще из Византии сразу после принятия христианства, но к XVIII веку давно утраченную и позабытую. В Риме мозаичное дело продолжало существовать, но секреты его хранились в строжайшей тайне. Однажды привезенные современником из Италии образцы флорентийской мозаики вдохновили Ломоносова на собственные опыты. Ломоносов первым в России стал заниматься цветным стеклом. В результате он получил более двух тысяч оттенков цветного стекла, которые оказались намного богаче, ярче и красочнее итальянских. Заново открыв древний секрет, Ломоносов обратился в Сенат:

«Желаю я, нижайший, к пользе и славе Российской империи завесть фабрику делания изобретенных мною разноцветных стекол».

Прошение было удовлетворено, и фабрику построили недалеко от Ораниенбаума (ныне город Ломоносов, Ленинградская обл).

 

♦ Михаил Ломоносов создал более десятка принципиально новых оптических приборов.  Эти приборы использовались им и для астрономических наблюдений. Так, понаблюдав за Венерой в небольшой телескоп, он уверенно заявил, что на планет есть атмосфера. И, как выяснилось намного позже, был абсолютно прав.

 

♦ Точно так же поражают и географические открытия ученого. Он предположил существование Антарктиды задолго до ее обнаружения.

 

♦ Ученый долго размышлял над природой электричества, но так и не смог найти его источника. И даже пообещал наградить сотней золотых монет того, кто приоткроет для него завесу тайны. Желающих не нашлось.

 

♦ Он активно изучал электричество атмосферное — то есть молнии. С этим связана одна из научных трагедий: 26 июля 1753 года во время опытов Г.В. Рихман был убит ударом молнии, что было использовано противниками учёных в Академии наук.

 

♦ В царствование Петра I и после него царствующий дом в честь различных празднований устраивал грандиозные фейерверки, привлекая к их созданию ученых и затрачивая на их изготовление колоссальные по тем временам средства. В царствование Елизаветы Петровны (1741–1761) к созданию фейерверков был привлечен М.В.  Ломоносов, которому поручалась организация фейерверков и иллюминаций.

♦ Именно Ломоносов ввел их в обиход аббревиатуры. Ему первому пришла в голову мысль заменять отдельные фразы начальными буквами этих фраз. Правда, применительно только к одной сфере – учебному процессу в академической гимназии. Например, «НУ» напротив фамилии гимназиста означало, что он «не знал урока», а ББ объясняло, что данный юноша «был болен». Тогда, в 18-м веке, идея не прижилась, зато в 20-м расцвела всеми красками.

                                           ♦ ♦ ♦ Создание университета ♦ ♦ ♦ 

В 1754-м году Михаил Васильевич Ломоносов составил особую записку “О исправлении Академии”, в которой с горечью писал о том, что в Академии ничего не делается для подготовки русских учёных, что вся учебная работа развалена, а за последние семь лет “ни один школьник в достойные студенты не доучился”. К этому времении Ломоносов уже вполне уяснил механизм бюрократических действий в Академии наук. Академические дела быстро не рассматриваются, поскольку советник Канцелярии занят «многими и более важными делами». 

Ломоносов приходит к мысли о создании самостоятельного и независимого от Академии университета, двери которого были бы открыты для учащихся всей страны.

План создания университета в течение долгого времени обсуждался М.В. Ломоносовым с И.И. Шуваловым, при этом Ломоносов, что университет должен быть устроен “по примеру иностранных… что весьма справедливо”. Без поддержки Шувалова ничего бы не получилось.

Шувалов не только “пробивал” проект в высших инстанциях, но и взвалил на себя всю организацию дела. Он подбирал профессоров и студентов, устроил при университете гимназию и типографию, а также добился для университета автономии от местных властей” (“История России”).

Ломоносов планировал организовать три факультета:

юридический факультет должен был иметь четыре кафедры (“натурального народного права”, “российской юриспруденции”, внутреннего государственного права”, “политики”);

медицинский – три (химии, натуральной истории, анатомии);

философский – шесть (философии, физики, риторики, поэзии, истории и древности).

Ломоносов писал: “Во всех европейских государствах позволено в академиях обучаться... всякого звания людям, не выключая посадских и крестьянских детей, хотя там уже и великое множество учёных людей. А у нас в России при самом наук начинании, уже сей источник регламентом по 24-му пункту заперт, где положенных в подушный оклад в университет принимать запрещается. Будто бы сорок алтын столь великая и казне тяжёлая была сумма, которой жаль потерять на приобретение учёного природного россиянина”.

При университете Ломоносов предполагал устроить гимназию, а позже выступил идеологом создания студенческих общежитий, расположенных вблизи мест обучения студентов.