Число профессий в сфере информационных технологий растет с высокой скоростью. Одна из молодых, но уже популярных и прибыльных специальностей с работой в интернете – digital-маркетолог.
Для работы в сфере диджитал не обязательно быть программистом. Маркетологи продвигают компанию и её продукт в digital-среде. Они исследуют рынок и конкурентов, составляют стратегию, планируют бюджет, запускают рекламу. Их цель — привлечь новых клиентов и удержать тех, кто уже пользуется товарами или услугами бренда. Проще говоря, основная задача маркетолога сводится к качественной рекламе продукта.
КТО ТАКОЙ DIGITAL-МАРКЕТОЛОГ
Сайты, социальные сети, контекстная и таргетированная реклама – все это становится инструментом для продаж. Вот почему и появилась профессия digital-маркетолог. Как и обычный маркетолог, он занимается рекламой, но использует для этого исключительно цифровые технологии (от англ. digital – «цифровой»).
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа интернет-маркетолога сводится к тому, чтобы увеличить прибыль компании. Этого можно добиться, развивая бренд, запуская рекламу, улучшая маркетинговые воронки — то есть работая над тем, чтобы как можно больше людей в интернете оставляли заявки и покупали товары или услуги. Обязанности интернет-маркетолога могут быть разными в зависимости от структуры компании. Как правило, каждому специалисту по интернет-маркетингу важно:
- быть в курсе рынка: знать обо всех изменениях, прогнозировать спрос;
- анализировать порталы и стратегии других компаний;
- изучать целевую аудиторию;
- разрабатывать стратегии продвижения: согласовывать планы с руководством, распределять задачи среди сотрудников компании, анализировать результаты;
- находить и контролировать исполнителей вне штата;
- управлять бюджетом;
- следить за трафиком и другими аналитическими данными: вовремя реагировать, если падают посещаемость и продажи, или, наоборот, понимать, почему трафик и продажи растут, и улучшать этот результат.
Хороший маркетолог прогнозирует, какие площадки дадут лучший результат — помогут привести заинтересованных покупателей в магазин.
Ключевые показатели эффективности (KPI) интернет-маркетолога:
Трафик — сколько посетителей пришло на сайт.
Лиды — сколько человек захотело заказать продукт: написало, позвонило, заполнило заявки.
И еще одна обязанность онлайн-маркетолога – развитие в рамках профессии. Возможности для онлайн-маркетинга велики, и каждый день появляются новые технологии. Грамотный диджитал-маркетолог должен постоянно идти в ногу со временем, обновлять и поддерживать знания.
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТОЛОГ
Чтобы решать профессиональные задачи, специалист должен хорошо разбираться в следующих направлениях:
- SEO — поисковая оптимизация;
- SEM — поисковый маркетинг и контекстная реклама;
- email-маркетинг;
- SMM и таргетированная реклама — продвижение через социальные сети;
- контент-маркетинг.
Search engine optimization (SEO) — поисковая оптимизация
Чтобы на сайт приходило как можно больше людей из поиска, он должен находиться как можно выше в выдаче Яндекса и гугла. Для этого SEO-оптимизатор анализирует статистику запросов и настраивает страницы так, чтобы пользователь мог найти самый полный ответ на свой вопрос. Также оптимизатор следит, чтобы сайтом было удобно пользоваться: если человек не может сразу найти нужную кнопку, он уйдёт и ничего не закажет.
Search engine marketing (SEM) — поисковый маркетинг и контекстная реклама.
SEM — это тоже продвижение в поисковой выдаче, но всегда за деньги. Главное тут — найти верные ключи, правильно указать характеристики людей, которые должны увидеть сайт, и запустить рекламу.
Email-маркетинг
Продажа с помощью рассылок становится эффективным инструментом digital-маркетолога, если специалист:
- знает, как собрать, сохранить и увеличить базу клиентов;
- умеет сегментировать базу и не шлет одинаковые письма всем подряд, например не предлагает купить обои в нежный цветочек молодым холостякам — разве только тем из них, кто уже интересовался обоями в цветочек;
- определяет, когда и с какой периодичностью лучше делать рассылки;
- находит цепляющие заголовки, которые побудят человека открыть письмо;
- умеет составить письмо так, чтобы клиент почувствовал, что получит что-то полезное, и перешёл по ссылкам.
Social media marketing (SMM) и таргетированная реклама — продвижение через социальные сети
Интернет-маркетолог предполагает, какими соцсетями пользуется целевая аудитория компании, и именно там заводит аккаунты. Так компания поддерживает лояльность клиентов и продаёт товары или услуги подписчикам. Платный инструмент продвижения в соцсетях — таргетированная реклама: настройка кампаний на аудиторию по социальным, возрастным, географическим и другим параметрам. С помощью такой рекламы можно охватить людей, не подписанных на аккаунт, и превратить их в подписчиков или сразу начать продавать им что-то.
Контент-маркетинг
Статьи можно размещать не только на сайте компании. Маркетолог пользуется медийными платформами, договаривается с блогерами, узнает условия размещения в СМИ. Важно, чтобы целевая аудитория бизнеса и аудитория площадки совпадали.
У интернет-маркетолога есть и другие инструменты: работа с видеоконтентом, продвижение приложений в сторах, сквозная аналитика, которая помогает точнее оценить вклад каждого рекламного канала в прибыль бизнеса, и прочие. Знать всё досконально вряд ли получится, слишком бурно развивается онлайн-индустрия, но важно понимать, когда стоит использовать конкретный инструмент и каких ждать результатов.
КАКИМИ ЛИЧНОСТНЫМИ КАЧЕСТВАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ DIGITAL-МАРКЕТОЛОГ:
- владеть веб-аналитикой и основами программирования;
- уметь вести переговоры;
- управлять командой и подрядчиками; быть креативным;
- уметь анализировать данные, работать с цифрами;
- следить за обновлениями не только на рынке: SEO, SMM и другие инструменты меняются очень быстро и важно быть в курсе digital-новостей.
- Умение работать в команде. Диджитал-маркетолог никогда не трудится в одиночку – он работает на компанию. И ему важно согласовывать свою концепцию с другими специалистами, связанными с цифровым продвжением: seo-оптимизаторами, контент-менеджерами, smmщиками, веб-разработчиками.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПРОФЕССИИ
«+»
- Высокая заработная плата.
- Интересная работа: нужно сочетать аналитику, технические навыки и творчество — скучать не приходится.
- Востребованность профессии
« - »
- Не все работодатели чётко понимают, чем занимается интернет-маркетолог.
Из-за этого либо ждут слишком многого, либо дают лишние задания, которые не входят в компетенцию такого специалиста. Чтобы этого не случилось, ещё на этапе собеседования нужно чётко проговорить с работодателем задачи: как видят обязанности веб-маркетолога обе стороны.
- Нужно постоянно следить за огромным объёмом информации.
ГДЕ РАБОТАЮТ
Большинство специалистов становятся фрилансерами и трудятся удаленно, принимая заказы. Это удобно, но есть и минусы: нужно постоянно искать заказчиков и быть дисциплинированным, организованным.
Специалист может рассчитывать на карьерный рост и в перспективе устроиться в международную компанию.
ОБУЧЕНИЕ
Существует ошибочное мнение, что стать цифровым маркетологом можно самостоятельно и фактически с нуля. В пользу этой точки зрения говорит то, что рынок цифровых технологий постоянно меняется, каждый день выходят новые инструменты. И главное, считают сторонники этого мнения, следить за тенденциями и подстраиваться под них.
В реальности все несколько сложнее. Чтобы заниматься digital-маркетингом, необходимо для начала приобрести прочную базу знаний по классическому маркетингу. Самостоятельно освоить его проблематично, а уж тем более сложно дополнительно изучить специфику онлайн-продвижения. Поэтому обучение на digital-маркетолога или смежную специальность лучше пройти в учебном заведении – колледже или университете. Можно освоить базовые инструменты по отдельности, изучив основы SEO и программирования, работы с контекстной рекламой, SMM, веб-аналитики. Либо получить все знания сразу на курсах в онлайн-школах.
КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ?
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Главный учебный корпус УрФУ: 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19 Корреспонденция ректору. +7 (343) 375-45-07; 375-46-09 375-97-78 (факс) rector@urfu.ru Приемная комиссия. +7 (343) 375-44-74 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19,