Профессия логопеда относительно новая. Первыми корректировать речь пытались в Европе в XVII веке педагоги, обучающие детей со слабым или отсутствующим слухом. Если человек хорошо слышал, но все же не выговаривал несколько букв, то такую дисфункцию исправить не пытались, по-видимому, считая это нормой. От нехватки знаний, дефекты речи считались проблемой чисто физического характера, поэтому лечились медицинскими способами. Только к середине ХХ столетия логопеды все чаще начали обращать внимание на психологическое сопровождение такой проблемы.
Логопедия - раздел дефектологии (коррекционной педагогики), изучающий вопросы постановки правильной устной речи, предупреждения и устранения её дефектов у детей, страдающих недостатками речи (косноязычием, заиканием и др.). Логопед также занимается устранением проблем чтения и письма (дислексии и дисграфии) и др.
Логопед может заниматься не только с детьми. Исправление дефектов устной речи возможно в любом возрасте.
Нерешённые в детстве проблемы с дикцией человек переносит во взрослую жизнь. И он тоже может обратиться к логопеду. Иногда проблемы с речью возникают в результате инсульта или травмы головы. В этом случае требуется помощь логопеда, владеющего специальными методиками.
Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с отклонениями в развитии велико, поэтому очень важно своевременно обнаружить отклонения в развитии и оказать ребенку необходимую помощь. Следует отметить, что положительный результат достигается совместными усилиями врачей, психологов, педагогов, дефектологов и родителей.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
При устранении речевых нарушений ведущим специалистом является логопед, так как он владеет системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, знает психологические особенности и возможности детей с разной речевой патологией, владеет приёмами и методами их обучения и воспитания. Коррекционно-образовательный процесс включает в себя следующие мероприятия:
- логопедическое обследование, определяющее структуру и тяжесть речевых нарушений;
- формулирование предварительного логопедического заключения и направление детей в психолого-медико-педагогическую комиссию для его подтверждения;
- комплектование группы для занятий с учётом характера речевой патологии и возраста;
- проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий по устранению различных нарушений речи (подбор игр, упражнений, оборудования для проведения занятий);
- ведение документации, определённой нормативно-правовыми актами, по установленной форме.
КАКИМИ ЛИЧНОСТНЫМИ КАЧЕСТВАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ЛОГОПЕД?
- социальный интеллект (способность понимать поведение других людей);
- коммуникативные и организаторские способности;
- целеустремлённость;
- грамотная, четкая правильная речь;
- нервно-психическая устойчивость;
- высокий уровень концентрации и устойчивости внимания;
- выносливость слухового анализатора и речеголосового аппарата;
- терпение;
- сострадание;
- стрессоустойчивость;
- эмоциональная уравновешенность.
МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Работа логопеда не рекомендуется людям с заболеваниями:
- нервно-психическими;
- слухового и зрительного анализаторов;
- речеголосового аппарата;
- опорно-двигательного аппарата (руки, кисти рук).
ГДЕ РАБОТАЮТ
Логопед может работать в специальных дошкольных учреждениях (детские сады), школах (коррекционные классы), интернатах, в учреждениях здравоохранения, медико-психологических центрах.
КАРЬЕРА
Карьерный рост логопеда зависит от опыта и стажа работы, профессионализма, личностных и деловых качеств, квалификационной категории. Возможна работа в собственном частном логопедическом кабинете.
КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ
1. ГБОУ СПО СО «Каменск-Уральский педагогический колледж» *
kupedc.ru, 8 (3439) 34-91-77, Коррекционная педагогика в начальном образовании ,учитель начальных классов и начальных клас-сов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения, (3г 10 мес, 4г 10 мес) 623400, Свердловская область, Каменск-Уральский, переулок Строителей, 13
2. «Северный педагогический колледж»*, коррекционная педагогика в начальном образовании, воспитатель логопедических групп
Свердловская область, г. Серов, ул. Добрынина, д. 65, http://spkserov.ru/
3.Ирбитский гуманитарный колледж, Коррекционная педагогика в начальном образовании, учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения (2 года 10 мес., 3 года 10 мес)
irbitgc.ru, Свердловская область, Ирбит, улица Первомайская, 39
4. Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж», Коррекционная педагогика в начальном образовании ,учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования (2 года 10 месяцев, 4 года 10месяцев) 624860, Свердловская область, Камышлов, улица Маяковского,
kpk.uralschool.ru, 8 (34375) 2-08-03
5. Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области«Нижнетагильский педагогический колледж № 1» Коррекционная педагогика в начальном образовании, учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования (2 года 10 месяцев, 3 года 10 месяцев) 622001, Свердловская область, Нижний Тагил, улица Островского, 3
ntpk1.ru 8 (3435) 41-31-20; 8 (3435) 41-33-87
6. Уральский государственный педагогический университет, Логопедия
620091, Свердловская область, город Екатеринбург, пр-кт Космонавтов, стр. 26
7.Национальный социально-педагогический колледж, Пермь, улица Революции, 5/1
+7 (342) 248-08-76 distant-college.ru
на базе 11 классов: 2 года 11 месяцев
на базе 9 классов: 3 года 11 месяцев______________________________________
*Адаптированные образовательные программы среднего профессионального образования